Расследование диверсий на «Северных потоках» продолжается, заявили в Еврокомиссии. При этом процедура банкротства оператора «Северного потока — 2» была пролонгирована на полгода. В Москве считают, что техническая возможность ремонта повреждённых газопроводов сохраняется, но это требует денег и времени. Однако, по мнению экспертов, для восстановления трубопроводов в первую очередь потребуются гарантии со стороны ЕС в отношении запуска объектов, а также политическая воля еврочиновников и их готовность отодвинуть антироссийскую политику на второй план. Подробнее в материале RT.
Представитель Еврокомиссии по вопросам внутренних дел, миграции и внутренней безопасности Анита Хиппер заявила, что расследование инцидента на «Северных потоках» продолжается.
«Если говорить о властях Швеции, нам действительно сообщили, что повреждения на газопроводах «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» были вызваны преднамеренной диверсией, но расследования (этого инцидента) в Швеции, Дании и Германии всё ещё продолжаются, и эти расследования находятся в ведении государств-членов (ЕС)», — пояснила представитель ЕК.
Как заявил 25 декабря 2022 года вице-премьер России Александр Новак, техническая возможность ремонта «Северных потоков» сохраняется, но «это требует денег, времени».
В свою очередь, по данным источника The New York Times, в конце декабря Nord Stream AG приступила к оценке стоимости ремонта трубы газопровода и восстановления подачи газа после ЧП на «Северных потоках».
В конце декабря прошлого года Федеральное управление торгового реестра Швейцарии опубликовало решение суда кантона Цуг, в котором говорится, что процедура банкротства оператора газопровода «Северный поток — 2» компании Nord Stream 2 AG пролонгирована до 10 июля 2023 года. В документе отмечается, что суд продлил на этот срок временный мораторий на выплату кредитов для Nord Stream 2. При этом временным административным управляющим остаётся швейцарская компания Transliq AG.
«Акт международного терроризма»
Напомним, 26 сентября на газопроводах «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» произошли теракты на участках в районе датского острова Борнхольм. На месте взрывов были обнаружены и изъяты посторонние предметы со следами взрывчатых веществ, сообщили в Службе безопасности Швеции.
30 сентября, выступая в Кремле по итогам референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, президент России Владимир Путин заявил, что к организации террористических актов на газопроводах причастны англосаксонские силы. Позднее секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев назвал выгодоприобретателем совершённых терактов Вашингтон.
Однако на Западе начались спекуляции на тему того, что Россия якобы сама осуществила теракты на «Северных потоках». Об этом, в частности, заявил посол РФ в Италии Сергей Разов во время выступления 6 октября на телеканале Rai 1, назвав подобные утверждения «русофобской пропагандой».
Позднее, 21 декабря, газета The Washington Post опубликовала материал, в котором шла речь о том, что всё больше официальных лиц в западных странах убеждаются в непричастности РФ к подрыву «Северных потоков».
«На данный момент нет никаких доказательств того, что за диверсией стояла Россия», — приводит WP слова европейского чиновника, подчёркивая, что он повторил оценку 23 представителей дипломатических и разведывательных служб в девяти странах, опрошенных журналистами газеты в последние недели.
Как отмечают авторы статьи, некоторые чиновники напрямую заявили, что не считают РФ ответственной за подрыв трубопроводов.
22 декабря, отвечая на вопросы журналистов, Владимир Путин заявил, что «все признали» случившееся на «Северных потоках» терактом. При этом, по словам российского лидера, атака была совершена при поддержке ряда стран, а не частными лицами.
«Это акт международного, я бы сказал, государственного терроризма. Почему? Потому что индивидуальные лица, частные лица, физические лица самостоятельно, без поддержки государственных структур совершить такие теракты не в состоянии. Ясно, что это было сделано при поддержке государств», — сообщил президент РФ.
По словам Путина, «Северный поток» взорвали те, кто заинтересован в транзите российского газа в Европу исключительно через Украину. Кроме того, как отметил президент РФ, никто не ведёт полноценное расследование терактов на газопроводах, а России только один раз предоставили возможность осмотреть места взрывов.
«Отфильтруют неудобные результаты»
Как отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии RT, российскую сторону намеренно не допускают к расследованию.
«В ЕС даже не сформировали единую общеевропейскую комиссию. Это говорит о том, что внутри союза не доверяют даже друг другу, не то что РФ. У Швеции, Дании и Германии могут быть разные цели в рамках расследований: кто-то хочет выяснить детали произошедшего, а кто-то нет. Но все точно намерены скрыть доказательства причастности США и других западных стран к диверсии, раз не допускают к процессу Россию. На Западе отфильтруют неудобные результаты расследования и опубликуют только то, что допустимо», — считает эксперт.
В свою очередь, заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов назвал странной ситуацию вокруг расследования терактов на «Северных потоках», учитывая масштаб ЧП и значимость этих газопроводов.
«Был взорван один из крупнейших трубопроводов в мире и важнейших для ЕС. «Северный поток» был энергетической артерией для Евросоюза, таким же каналом должен был стать и «Северный поток — 2». Очень странно, что следственные действия ведутся настолько неторопливо и даже лениво. Произошёл террористический акт международного масштаба, и реакция должна быть соответствующей, но мы её не наблюдаем со стороны Евросоюза», — подчеркнул аналитик в беседе с RT.
Фролов также считает, что причина «ленивой реакции» кроется в том, что европейские власти понимают, «куда может привести их расследование, и не хотят раскрывать общественности всю информацию».
Вместе с тем за решением продлить на полгода процедуру банкротства оператора «Северного потока — 2» стоит желание чиновников в ЕС «подстраховаться», полагает эксперт.
«ЕС и швейцарская сторона, по всей видимости, всё ещё надеются, что ситуация каким-то образом разрешится сама собой и у Европы всё-таки появится возможность добиться восстановления и запуска «Северного потока — 2». Но на текущий момент ЕС ничего для этого не предпринимает», — отметил Фролов.
Юшков также расценил пролонгацию процедуры банкротства оператора газопровода «Северный поток — 2» как попытку «не ставить окончательный крест на этом проекте».
«Для европейских чиновников сейчас выгоднее оставить за собой возможность в перспективе использовать «Северный поток — 2» хотя бы с одной целой трубой, по которой можно транспортировать газ. В Европе опасаются окончательно сжигать все мосты, ведь если случится энергетический коллапс в ЕС, то в крайнем случае можно будет прибегнуть и к этому варианту. А если обанкротится Nord Stream 2, то запустить такой сценарий будет намного сложнее», — считает аналитик.
При этом эксперты сходятся во мнении, что для восстановления «Северных потоков» должен быть выполнен ряд условий. В частности, как считает Фролов, в ситуации с «Северным потоком — 2» в первую очередь нужно решить вопрос с разрешением на эксплуатацию данного газопровода со стороны ЕС.
«Что касается «Северного потока», то до его возможной реконструкции сначала должна быть восстановлена работоспособность газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции «Портовая», которая прокачивала газ по трубопроводу», — считает Фролов.
Помимо разрешения этих противоречий, должна произойти и нормализация политических отношений между Россией и ЕС, уверены эксперты.
«Без этого газопроводы не восстановить. РФ будет готова ремонтировать «Северные потоки», только если у неё будут гарантии того, что они в дальнейшем точно начнут использоваться. Технические же возможности для восстановления трубопроводов у России есть. Но для их реконструкции нужны в первую очередь политическая воля со стороны европейских чиновников и их готовность отодвинуть антироссийскую политику на второй план», — заключил Юшков.