Site icon

Маленькое чудо: палехской лаковой миниатюре — 100 лет

5 декабря 1924 года была образована Артель древней живописи в посёлке Палех Ивановской области. Эта дата считается днём возникновения нового вида искусства — палехской лаковой миниатюры. На самом деле народный промысел существовал с XVII века и использовался преимущественно в иконописи. После революции 1917 года его пришлось адаптировать под запросы атеистического государства. При этом удалось сохранить уникальную технику росписи по лаковой поверхности, плавный стиль с чёткими вытянутыми фигурами и прорисовку золотом. Кроме маленьких чёрных шкатулок и других предметов обихода, палехская живопись применяется в ювелирном искусстве, керамике, оформлении декораций и зданий.

Палехская роспись темперными красками зародилась в XVI—XVII веках в небольшом посёлке Ивановской области. Изначально её использовали в иконописи: она отличалась тонкостью письма, а также применением золота на одеждах святых и в орнаментах. На фото: икона «Чудо Георгия о змие», середина XVIII века / Public domain

После революции 1917 года иконописцам пришлось искать способ сохранить свой промысел при советской власти. Через год они объединились в артель, создававшую деревянные расписные изделия. Позже мастера позаимствовали у федоскинской миниатюры новый материал — папье-маше.

5 декабря 1924 года в посёлке Палех семь бывших иконописцев и два искусствоведа основали Артель древней живописи. Они перенесли древнерусскую художественную традицию на лаковую миниатюру, используя актуальные сюжеты, например уборку урожая или защиту границ. Тогда же живопись палехских художников получила международное признание на выставке в Венеции, а через год — в Париже. Мастерам предложили организовать школу в Италии, однако они отказались покидать Родину.

С 1926 года при Артели древней живописи возродилось ученичество. В посёлке открылась профтехшкола, которую затем реорганизовали в Палехское художественное училище имени М. Горького. Вскоре был создан Государственный музей палехского искусства.

В Палехе расписывают различные предметы: брошки, банки, бисерницы, блокноты, табакерки, портсигары, пластинки, очечники. Классическим образцом, однако, остаётся небольшая шкатулка из папье-маше — чёрная снаружи и красная внутри. Для палехской живописи характерен плавный рисунок и чёткие вытянутые фигуры. Сочетание красного, жёлтого и зелёного восходит к традициям древнерусской иконописи. На последнем этапе все объёмы прописываются оттенками золота, которое символизирует божественный свет.

Exit mobile version