Эксперты ООН увидели двунаправленный эффект COVID-19 для окружающей среды
«Зеленые» с удовлетворением отмечают, что эпидемия коронавируса привела к замедлению экономических процессов, в результате чего сократились выбросы парниковых газов в атмосферу. Однако наряду с положительным для экологии эффектом COVID-19 дал и негативный результат: новыми загрязнителями окружающей среды, в том числе мирового океана, стали использованные медицинские маски и перчатки. «Известия» разбирались в том, как пытаются решать проблему выброшенных средств индивидуальной защиты в разных странах и почему так полюбившаяся на карантине доставка товаров на дом угрожает рыбакам и транспортникам.
О пользе глобальной эпидемии коронавируса для экологии сказано уже немало: затормозившиеся экономические процессы и спад в мировой торговле и грузовых и пассажирских перевозках привели, помимо прочего, к сокращению объема выброса парниковых газов в атмосферу. По оценкам экспертов ООН, производство CO2 за несколько месяцев эпидемии снизилось на 5%; точных прогнозов насчет того, когда этот тренд развернется, пока нет. Впрочем, помимо этого положительного для природы «побочного эффекта» от распространения COVID-19 эпидемия имеет и весьма опасные экологические последствия.
Природа не настолько очистилась
Как отмечается в докладе экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), «наши улицы, пляжи и океан накрыла мощная волна образовавшегося из-за COVID-19 мусора — пластиковых масок, перчаток, бутылочек от дезинфицирующего средства и упаковок от продуктов». «Загрязнение пластиком и до вспышки коронавируса было одной из величайших угроз нашей планете. Неожиданный скачок в объемах повседневного потребления определенных продуктов, необходимых для защиты здоровья и препятствования распространению болезни, привел к тому, что ситуация стала намного хуже», — подчеркнула Памела Коук-Гамильтон, директор ЮНКТАД по международной торговле.
Представить объемы мусора, который производит человечество на фоне борьбы с коронавирусом, помогут данные о продажах ставших неожиданно популярными товаров. Так, по данным консалтинговой фирмы Grand View Research, на которые ссылаются в ООН, если глобальный рынок одноразовых защитных масок в 2019 году оценивался в $800 млн, то в этом году он вырос до $166 млрд.
Пугающим выглядит и рост количества отправляющейся на свалку упаковки от продуктов питания — их потребление увеличилось на фоне популярности всевозможных маркетплейсов, онлайн-магазинов и служб доставки готовой еды. Только в Сингапуре за восемь недель карантина, который был ослаблен 1 июня, 5,7 млн жителей произвели — сверх обычного — около 1470 т пластикового мусора: коробок и пакетов от доставленных им из закусочных и ресторанов блюд и продуктов.
Согласно подсчетам специалистов Организации Объединенных Наций, около 75% всего пластикового мусора отправляются не на утилизацию, а на свалку, значительная его часть в итоге оказывается в водах мирового океана. По данным Программы ООН по окружающей среде, негативное влияние пластикового мусора на рыболовство, туризм и водный транспорт обходится примерно в $40 млрд ежегодно.
Выбирай натуральное!
Понимая опасность пластика для окружающей среды, большинство стран мира в последние годы всё чаще вводят более жесткие регламенты по производству, использованию и утилизации таких материалов. Однако «та важная роль, которую торговая политика стран мира могла бы сыграть в борьбе против загрязнения пластиком, пока не получила внимания, которого достойна», отметила Коук-Гамильтон. По ее словам, меры, которые отдельные страны внедряют в свои торговые практики для борьбы с загрязнением пластиком, по большей части не координируются с другими участниками экономической деятельности, что ограничивает их эффективность. Возможности для более слаженного реагирования на проблему могут быть задействованы, например, через механизмы Всемирной торговой организации, считает представитель ЮНКТАД.
Решение проблемы замусоривания планеты пластиком в ООН видят в более активном использовании альтернативных нетоксичных и биоразлагаемых материалов. Среди них — стекло, керамика, материалы из натуральных волокон, бумага и картон. Основными поставщиками тут являются развивающиеся страны (на них приходится, например, 92% мирового производства джута, который в основном делают в Бангладеш).
Проблема в том, что те же страны активно занимаются и производством пластика, изготовление которого в разы дешевле за счет меньших трудозатрат. Поэтому для смещения акцента в сторону менее вредных материалов необходимы «изменения в производственных технологиях и в подходе к потреблению», что позволит также создать новые рабочие места, уверена Коук-Гамильтон.
Мусор как источник заразы
Впрочем, базовые стратегии для отказа от пластика, которые считают эффективными экологи из ООН, рассчитаны скорее на перспективу. Проблема использованных одноразовых масок и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) требует решения уже сейчас.
В большинстве стран на этот счет разработаны достаточно детальные нормативы. Например, в Индии от жителей требуют разрезать отправляемую в мусор маску (чтобы избежать ее повторного использования), положить ее в бумажный пакет на трое суток и лишь затем отнести на помойку вместе с другими твердыми отходами. Аналогичные требования экологический регулятор СРСВ предъявляется к офисам и предприятиям торговли.
В Объединенных Арабских Эмиратах ввели штрафы за ненадлежащее обращение с использованными масками (если в нарушении правил уличат автомобилиста, ему также добавят штрафных очков в водительском удостоверении). От жителей требуют поместить маску в пластиковый пакет и лишь затем отправить ее в мусорный бак. На Филиппинах представители природоохранной организации Ecowaste Coalition призывают власти более жестко следить за надлежащей утилизацией защищавших людей от коронавируса масок, представляющих угрозу для морских обитателей, которые могут принять фрагменты ткани и пластика за корм. Активисты Ecowaste, как и другие специалисты, также предупреждают о том, что использованные средства защиты могут угрожать не только окружающей среде, но и людям, поскольку являются потенциальным источником заражения.
«Экологическая бомба»
По оценкам ООН на 2018 год, ежегодно только в Средиземное море попадает порядка 570 тыс. т пластиковых отходов, а для всего Мирового океана эта цифра составляет порядка 13 млн т. «Есть серьезные опасения полагать, что эти показатели катастрофически вырастут в мире, где одноразовые пластиковые изделия используются для борьбы с пандемией коронавируса», — отмечает профильный журнал Oceanographic.
На фоне не всегда очевидных усилий на государственном уровне на борьбу с «ковидным мусором» выходят активисты. Так, во Франции неправительственная организация Opération Mer Propre («Операция «Чистое море»), которая очищает морское дно в районе Лазурного берега, регулярно находит в воде десятки и сотни перчаток, масок и емкостей от санитайзеров в дополнение к своему обычному «улову» — пластиковым стаканам, алюминиевым банкам, автомобильным покрышкам и другому мусору. Для того чтобы привлечь дополнительное внимание к проблеме, группа регулярно публикует выразительные фотографии «находок».
Местный политик Эрик Поже направил письмо президенту Франции Эммануэлю Макрону, призывая вплотную заняться ситуацией. «Ношение масок, получивших распространение во имя охраны здоровья, не должно порождать больше проблем, чем решает, — уверен Поже. — Брошенные на улицах маски попадают в стоки и в конечном итоге оказываются в море. Кроме того, при сроке разложения в 450 лет подобные предметы представляют собой настоящую экологическую бомбу с часовым механизмом, имеющую долгосрочные негативные последствия для нашей планеты». Власти республики еще в июне объявили о планах вдвое увеличить штраф за мусор на улицах — до €135, при этом максимальный размер наказания — €750. Как отметила младший министр окружающей среды Франции Брюн Пуарсон, «связанный с коронавирусным кризисом пластиковый мусор напоминает нам о том, что чистые океаны начинаются с чистых тротуаров».
Бороться с безразличием
В российском отделении Greenpeace напоминали, что одноразовые медицинские маски чаще всего делают из спанбонда — одного из видов пластика. «В переработку такую маску не сдать, потому что у нее класс опасности выше, чем у бутылки, — это медицинский отход. Теоретически маску можно переработать после обезвреживания, но для этого нужно организовать пункты приема использованных масок и систему их обработки», — отмечали в организации.
В итоге маски надо либо выкидывать, предварительно разрезав, поместив в пластиковый же пакет и выдержав «на карантине» в течение трех дней (чтобы погиб вирус), либо отнести в лечебное учреждение, где налажен сбор и утилизация медицинских отходов. Впрочем, отмечают в Greenpeace, «оба способа не очень экологичны», поэтому лучше всего использовать многоразовую маску, в том числе сделанную самостоятельно.
Согласно статистике, которую приводит вестник Environmental Science & Technology Journal, каждый месяц на выброс отправляются 129 млрд масок и 65 млрд перчаток. «Избегая недооценки значения изделий из пластика для предотвращения передачи COVID-19, крайне важно не допустить отката в достигнутом в последнее время прогрессе в плане рационального использования пластика, — отмечают авторы статьи. — Следует оценить альтернативные варианты действий, которые позволят сократить объем используемых СИЗов и должны образом информировать общественность об их правильном применении и утилизации».
Вице-президент занимающейся темой охраны водных ресурсов организации Ocean Conservancy Даг Кресс напоминает, что, попадая в океан, пластиковый мусор, в котором доля «ковидных отходов» становится всё больше, приводит к гибели проглатывающих его китов и дельфинов. По словам Кресса, «необходимо помнить, что простое человеческое безразличие или пренебрежение вопросами безопасности может иметь чрезвычайно пагубные последствия».