Джульетто Кьеза: Россия – это оплот мира
Джульетто Кьеза – итальянский журналист, политолог, общественный деятель, экс-депутат Европарламента; специалист по России, последовательно отстаивающий ее интересы на международных площадках; автор книги «Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада?».
Находясь с очередным деловым визитом в Москве, журналист любезно согласился ответить на вопросы корреспондента сайта pravorf.org.
– Господин Кьеза, позвольте начать нашу беседу с обсуждения злободневной для российских и зарубежных правозащитников новости. 28 октября Россия не была избрана в Совет ООН по правам человека и должна покинуть его до конца текущего года. Решению Генассамблеи предшествовала кампания по осуждению Российской Федерации, которую развернули более 80 международных гуманитарных организаций, в том числе Human Rights Watch. Эти организации призвали страны – члены СПЧ «задуматься, позволяет ли роль России в Сирии, которая, в частности, поддерживает и предпринимает военные операции, мишенью которых систематически становятся мирные жители и гражданские объекты, заседать в главной межправительственной инстанции ООН, отвечающей за права человека». Между тем в СПЧ ООН без колебаний были избраны США.
– Это скандал. Само появление таких предложений от международных правозащитных и гуманитарных организаций – это международная провокация, продолжающая серию невероятных провокаций, которые на протяжении последних трех лет систематически проводятся против России. Все те, кто хочет иметь достоверную информацию о ситуации в Сирии, имеют возможность обратиться к руководителям христианских общин, которые действуют на территории этой страны. Они живут и работают там, не имея отношения к так называемой «сирийской обсерватории», которая обслуживается из Лондона.
Недавно на нашем интернет-канале pandoratv.it было размещено выступление маронитского архиепископа из Алеппо Джозефа Тобджи (на заседании Комиссии по иностранным делам Сената Италии). Непосредственный очевидец сирийских событий сказал буквально следующее: «Слава Богу, что Россия нам помогла, иначе бы всех нас убили». Его слова повторяют представители других немусульманских конфессий Сирии: «Мы живы только благодаря присутствию в регионе России». Кроме того, Тобджи рассказал итальянским сенаторам, что так называемые умеренные террористы взяли в плен целые районы Алеппо, а это возможно лишь при посредничестве западной коалиции.
– Решение Генассамблеи продолжает русофобскую программу, о которой Вы столько писали?
– Именно так. Это провокация, причем довольно остроумная. Давно известно, что любой выпад против России воспринимается западной прессой с восторгом. Прекрасно все, что направлено против РФ. Такую информацию без всяких проверок дадут все центральные западные СМИ.
Я недавно писал статью о распространении фальшивой информации о событиях в Сирии и пришел к выводу о том, что мы сегодня наблюдаем похороны западной журналистики, смерть западной информационной системы.
Западные СМИ сами себя убивают. Это происходит на фоне растущего недоверия к ним со стороны аудитории. Я могу доказать это на примере своей профессиональной деятельности: каждый день ко мне обращаются люди и просят объяснить, что происходит на самом деле. Они ничего не понимают.
– Сложно ли Вам в Италии давать людям объективную информацию? Не оказывается ли на Вас давление?
– Не на меня лично, на мое окружение. Хотя меня давно перестали приглашать государственные каналы. Правда, остальные зовут все активнее! Меня нельзя заблокировать со всех сторон. Мой доступ к негосударственным СМИ связан с пониманием дирекций этих каналов того обстоятельства, что дальше идти по пути лжи нельзя. Достигнут определенный предел.
– Западные СМИ уже прошли эту точку невозврата?
– Да, но есть еще профессионалы, которые ищут другой источник информации. Успех операции по дезинформации постепенно снижается, обманывать миллионы людей становится все труднее.
– Способно ли это растущее недоверие оказать влияние на официальную позицию западных государств относительно России? Может ли оно повлиять, например, на принятие санкционных решений?
– Для российского читателя важно уточнить два момента. Да, люди на улице, несмотря на сильнейшее информационное давление, уже перестают верить оголтелой антироссийской пропаганде. Это одно. Но поведение правящих элит, политиков – совсем другое. И с их позицией тесно связано поведение прессы. По сути, все западные СМИ выполняют указания, которые исходят из Соединенных Штатов и руководящей элиты Европы. И здесь не обходится без казусов. Когда господин Ренци говорит о бессмысленности санкций, Европа сначала реагирует положительно, но через несколько дней вновь ужесточает ограничения. Очевидно, что европейцы растеряны и не знают, что делать. Активность России можно снижать, но только до определенной степени. К тому же многие на Западе понимают, что Путин – не враг Европы. Напротив, когда он начал бомбить позиции террористического Исламского государства (организация, запрещенная в РФ), люди в Европе почувствовали облегчение. Путин сделал то, что не смогла западная коалиция. Хотя я знаю, что она просто не хотела этого делать.
– Получается, что политическим элитам все сложнее обманывать население своих стран?
– Несмотря на сильное единодушное давление СМИ, они не могут убедить большинство людей! Это нечто новое! До сих пор подобного не происходило. И это хороший знак.
– Описанные Вами процессы протекают на фоне выборов в США. Чего ждать от них России и миру?
– Здесь я настроен очень пессимистично. Все руководящие элиты Америки сосредоточены на Хиллари Клинтон. Они будут добиваться ее победы любыми средствами. Подчеркиваю – любыми! Вплоть до государственного переворота.
– Уже сейчас в мировых СМИ много информации о фальсификациях на досрочных выборах в США…
– Сколько угодно! Мы знаем, что они это могут, потому что они уже это делали. Господин Буш был избран незаконным образом в 2000 году, и даже переизбран он был с махинациями. Поэтому это не новость. Но сейчас будет сложнее. В последние дни перед выборами возможно все. Я исхожу из заявления господина Джо Байдена, который недавно по телевидению открыто обвинил Путина и Россию в намерении исказить итоги выборов и во влиянии на них. Америка обвиняет Россию в том, что она может изменить ход голосования за океаном! Его величество Путин способен изменить судьбу США!
-В равной степени лестно и анекдотично.
– Конечно. Но я политический аналитик и должен понять, что таится за абсурдным выпадом господина Байдена. Что это означает?
– США вновь пытаются переложить ответственность на чужие плечи?
– Правильно. Им нужно найти способ объяснить людям то, что будет происходить в Америке. У меня создается впечатление, что результаты опросов общественного мнения в США фальшивы. Точнее, имеет место двойная система. Так, между прочим, было и в Советском Союзе, где КГБ имел достоверные данные и знал, что происходит в стране. В США хорошие системы мониторинга общественного мнения есть у ЦРУ и ФБР. Наивно полагать, что они не знают реальных предпочтений электората. А эти данные позволяют наблюдать очень неприятную вещь – кандидат, который должен проиграть, господин Трамп, становится слишком популярным. При этом нельзя забывать, что в Америке существует глубочайший кризис доверия. Значительная часть американцев совершенно не доверяет правящей элите и никогда не ходит на голосование, но сейчас, послушав Трампа, многие из них проголосуют за него.
– Этот пассивный протестный электорат может неожиданно взорваться на выборах?
– Да, именно неожиданно! И правящие элиты этого очень боятся. Господин Трамп уже добился выдвижения своей кандидатуры вопреки воле руководства Республиканской партии. Он сломал первоначальный план республиканцев своими способностями и, естественно, своими деньгами. Но он может посягнуть и на большее. Поэтому господин Джо Байден и пытается заведомо обвинить во всем Путина. Если им придется пойти на госпереворот или объявить выборы недействительными, виноваты во всем будут русские. Как видите, я допускаю на этих выборах самые разные сюрпризы.
– Ждать ли России перемен в отношениях с США после избрания нового президента?
– При победе Клинтон ухудшение ситуации гарантировано. Все интеллектуальные центры США, включая Бруклинский институт, активно работают над созданием новой управленческой команды, и все они настроены на ужесточение антироссийской политики. Сейчас они хотят осуществить программу, которая была написана в 1990 году: Америке нельзя допустить никакой, даже потенциальной, конкуренции на мировой арене. А Россия – это конкурент. Не потому, что угрожает, а потому, что просто существует. А завтра будет Китай. США не могут смириться с этим. Ведь это означает начало новой эпохи и закат американской империи.
– А Трамп – слишком невероятный сценарий?
-Да. Он хочет изменить российско-американский курс и заявляет, что Россия не враг США. Я могу не согласиться со многими вещами, которые он говорит, но эта мысль разумна. Она реалистична, и я на стороне человека, который трезво смотрит на вещи. Этого не скажешь о политиках, повторяющих лозунг о том, что ХХIвек должен быть американским. Я не имею ничего против Америки, но когда человек, занимающий руководящий пост, произносит такую фразу, это уже угроза, поскольку налицо очевидное несоответствие реальности. ХХIвек не может быть американским! Не потому, что Путин так решил, а потому, что таков мир. Сегодня никто не может остановить Китай. Никто. Думать о господстве США в этом столетии – значит, думать о войне против России и Китая. А США объективно движутся в этом направлении. Соединенные Штаты потеряли чувство реальности, а когда имеешь дело с сумасшедшим, от него можно ожидать чего угодно.
– Как вернуть их в реальность?
– Нужно, чтобы они испугались, чтобы они потеряли уверенность в том, что они могут сломать кого угодно. Они сломали Милошевича, сломали Саддама, сломали Каддафи, а сейчас вдруг не могут сломать Асада. Нужно, чтобы они поняли, что всему есть предел. Это фундаментальная задача. В действительность их может вернуть только страх. Пока же с этими людьми ни в чем нельзя быть уверенным, они могут ударить тебя, когда ты этого не ожидаешь. Важно, чтобы руководство России понимало это.
– Господин Кьеза, давайте обратимся к последним событиям внутрироссийской политической жизни. Как Вы оцениваете итоги выборов в Государственную Думу?
– Исход этих выборов показал определенные дыры в российском избирательном законодательстве. Слишком много депутатов избирается по одномандатным округам. Это искажает реальный расклад политических сил в стране. Я считаю, что хороший парламент должен четко отражать плюрализм центров влияния. Россия – развитое общество, в выборах участвовали 14 партий, и состав парламента должен отражать оживленность политической жизни. Это принесет только пользу реальной политической динамике внутри России. Ведь многие одномандатники выиграли автоматически. Другие кандидаты на местах были обречены на неудачу. Очевидно, что человек, у которого есть власть и материальные средства, имеет больше возможностей для организации предвыборной кампании. Кроме того, его уже и так знают люди. Он с самого начала обладает значительными преимуществами.
– Но избиратели не знакомы с кандидатами, выдвинутыми по партийным спискам…
– Это другая проблема, она имеет отношение к СМИ. Государство должно использовать свои средства для доступа кандидатов к избирателям. Я всегда выступал за госфинансирование выборов в любой стране. Честные люди, заступающие на политическую арену, должны иметь средства, чтобы рассказать о себе.
Резюмирую: выборы в России я считаю абсолютно легитимными – в единый день голосования я находился в Самаре и видел все своими глазами. Но новому парламенту необходимо глубоко проанализировать итоги кампании-2016 и внести определенные коррективы в избирательное законодательство.
– Ждать ли сюрпризов на будущих выборах президента России?
– Это риторический вопрос. Действующий президент имеет такую широкую популярность, что результат очевиден. Это не плохо. Я много дискутирую об этом с европейскими коллегами и часто привожу простой аргумент: назовите мне хотя бы одного руководителя на Западе, который имеет такой же уровень доверия, как Путин. Такого человека не существует. Но ведь Путин популярен и на Западе. Этот человек в известном смысле персонифицирует желания и чувства людей, олицетворяет собой политическое настоящее и, естественно, именно он станет победителем. Исход этих выборов предрешен.
– Коснемся ситуации вокруг Украины. Будет ли Киев выполнять Минские соглашения? Как сложится будущее Новороссии?
– Я работал наблюдателем на праймериз в Донецке и довольно много общался с людьми. Жители ДНР ни в коем случае не хотят возвращаться в состав Украины, и ни один человек в мире не сможет заставить их поменять это решение. Вопрос в том, как им существовать в условиях агрессии Киева. Украина не хочет давать автономию ДНР и ЛНР, а без этого невозможно даже начинать переговоры.
В одну из ночей я находился за полкилометра от линии фронта. В течение часа я слышал более 40 взрывов. Боевые действия продолжаются! И есть достоверная информация, что со стороны Киева накапливается контингент наемников из Польши, Канады, Франции, балтийских стран. Ведется подготовка к новому нападению. Я в этом не сомневаюсь ни на минуту.
– Как ведут себя в условиях военной угрозы власти непризнанных республик?
– Они готовы к агрессии и, я думаю, выдержат удар. Потому что такую войну армия наемников выиграть не сможет.
– Когда Европа и мир признают Крым частью России?
– В этом вопросе я настроен более оптимистично. Ситуация будет ломаться, Запад не сможет сохранить единодушие по крымскому вопросу. Разум в конечном счете восторжествует. С Донбассом куда сложнее – уменьшить опасность новых провокаций сможет только изменение политической ситуации на Украине.
– На какой стадии находится Ваша тяжба с Эстонией после Вашего ареста в декабре 2014 года?
– Я только что подал документы в ЕСПЧ в Страсбурге. Процесс продолжается.
– Над чем Вы сейчас работаете как писатель и журналист?
– Я готовлю к переизданию в Италии свою книгу «Прощай, Россия», вношу изменения и дополнения, написал большое предисловие. В России начинается мое сотрудничество с газетой «Известия» в роли политического обозревателя. Но главное для меня – это развитие моего канала pandoratv.it, который сейчас становится очень популярным. У него невероятные рейтинги – порядка 300 тысяч просмотров в день. А ведь я содержу его на собственные средства…
– Вы используете этот канал как один из инструментов укрепления российско-итальянских отношений, как пространство для диалога между нашими странами?
– Я не русский человек, но работаю для России. Потому что уверен: Россия – это оплот мира.
Источник: Московское бюро по правам человека