Ностальгия во Флоренции: как в Италии не стали отменять Тарковского

0
897
Слева направо: сын режиссёра Андрей Тарковский — младший, скрипачка Наташа Гаццана и директор Галерей Уффици Айке Шмидт в музейном комплексе Палаццо Питти

В Галереях Уффици, одном из крупнейших европейских и мировых музеев, почтили память выдающегося режиссёра Андрея Тарковского, которому 4 апреля исполнилось бы 90 лет. Именно во Флоренции, на Виа Сан Никколо, 91, он провёл последние годы жизни. Корреспондент NEWS.ru пообщалась с директором Уффици, известным искусствоведом Айке Шмидтом, который выступил организатором встречи, и с сыном режиссёра Андреем Тарковским — младшим. Они рассказали, почему европейцы по-прежнему тянутся к русской культуре, а разговоры о её «отмене» бессмысленны.

Именно во Флоренции Андрей Тарковский работал над двумя последними своими картинами — «Ностальгией» и «Жертвоприношением». Неудивительно, что местные власти сделали режиссёра почётным гражданином города на реке Арно.

Здесь, в музейном комплексе Палаццо Питти, состоялось мероприятие, приуроченное к юбилею Тарковского. В нём приняли участие сам директор Галереи Айке Шмидт, итальянские деятели культуры и слависты и, конечно же, сын режиссёра Андрей Тарковский — младший.

Символично, что день памяти отца проходит во Флоренции, в Уффици, в самом любимом и уважаемом им музее. Мы давно работали с господином Шмидтом над выставкой, посвящённой отцу. Но поскольку нам не удалось её окончательно подготовить к 4 апреля, мы решили организовать конференцию и показ фильма во флорентийском кинотеатре «Альфьери», — рассказал Андрей Тарковский — младший в беседе с NEWS.ru.

Культура создана для того, чтобы соединять народы, и прекрасно, что в Уффици придерживаются этой же точки зрения, уверен Тарковский-младший.

На встрече в Палаццо Питти скрипачка Наташа Гаццана исполнила произведения Иоганна Себастьяна Баха, чью музыку Андрей Тарковский использовал в своих фильмах, а также сочинения современных композиторов: украинца Валентина Сильвестрова, эстонца Тыну Кырвитса и россиянина Ильи Демуцкого. В Белом зале Палаццо Питти выставили портрет Тарковского кисти Америко Маццотты и стенды с текстами стихотворений Арсения Тарковского — отца режиссёра.

На полях мероприятия NEWS.ru пообщался с директором Галерей Уффици Айке Шмидтом, всемирно известным искусствоведом, знатоком и ценителем русской культуры. В интервью господин Шмидт рассказал, почему, несмотря на сложный политический фон, он не стал отменять день памяти Андрея Тарковского.

— Как вы думаете, есть ли угроза «отмены русской культуры» на Западе?

— Шедевры русской литературы, искусства, музыки и кино — это вклад России в мировую культуру. Для всех нас было бы фатальной ошибкой по той или иной причине (в особенности по политическим мотивам) решить вдруг ни с того ни с сего не читать больше Толстого или Достоевского, не слушать музыкальные сочинения Чайковского и Рахманинова, не смотреть фильмы Тарковского и Эйзенштейна. Повторюсь, это произведения мировой культуры, и именно поэтому было бы не только правильным, но и необходимым сохранить этот уникальный творческий багаж и продолжать его изучать. Было бы исторически неправильно подвергать их экстракции! Безусловно, важно изучать новые культуры, с которыми мы раньше не соприкасались, но это уж точно не должно происходить за счёт «отмены» великих русских писателей, художников, композиторов, музыкантов и деятелей кино. Италию связывают с Россией многовековые контакты в культурной области. Тот, кто сегодня это отрицает, занимается исторической фальсификацией.

Хотя Перекрёстный год музеев России и Италии приостановлен в связи с событиями на Украине, Эрмитаж не стал досрочно возвращать в Россию экспонаты с выставок в музеях Милана и Рима. Как думаете, это правильно?

— Хотел бы напомнить, что уже в конце февраля сразу три страны Евросоюза забрали одолженные полотна, которые участвовали в ранее запланированной выставке в Музеях Московского Кремля. Экспозицию пришлось свернуть по этой причине. Полагаю, что мы все в Италии можем, напротив, быть весьма и весьма благодарны Михаилу Пиотровскому, который оставил произведения Эрмитажа на всё время выставки в Милане. Это очень важный, ответственный жест, который стоит, на мой взгляд, рассматривать как некий росток, из которого проклюнутся новые культурные контакты между Италией и Россией. По крайней мере, я на это искренне надеюсь и хотел бы верить, что культура сыграет основополагающую роль в нормализации отношений. Культура — это область, которая даже в самые смутные времена может способствовать контактам между людьми по разные стороны баррикад. Стремление к миру имеет в своей основе взаимопроникновение культур.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here